Аналитическая группа "ПрофиДО"

Критерии оценки системы ДО в организации

 
 
Изображение пользователя
Критерии оценки системы ДО в организации
от - суббота, 13 Декабрь 2014, 22:51
 

Коллеги, информация о нашей организации постепенно распространяется. И мне кажется недалек тот день когда к нам могут обратится с просьбой дать экспертное заключение системе ДО в организации, о качестве предоставляемых услуг ДО или о качестве дистанционных курсов. В связи с этим вопрос - будем ли мы от имени ассоциации предоставлять такие заключения, а если да то по каким критериям, и кто из нас будет их выставлять.

В случае положительного решения(а его мне кажется в первую голову должны принимать президент и президиум). предлагаю создать отдельный раздел по обсуждению этого вопроса

всего слов - 89
 
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - воскресенье, 11 Январь 2015, 19:24
 

Добрый день,

Я не знаю, кому и зачем может потребоваться заключение о качестве дистанционного курса, потому что обычно оно завязано на то, кто этот курс составлял (авторитет конкретного преподавателя) или на то, кто и как контролирует полученные знания. Если после университетского дистанционного курса проводится очный экзамен, результаты которого дают половину баллов за курс, и в результате выдается сертификат, что курс прослушан, оценка такая-то, то дальше этот сертификат ничем не отличается от аналогичного, полученного после очного посещения лекций и его качество гарантируется качеством самого университета. Если никакого очного экзамена в конце нет, то и ни о каком качестве курса говорить не приходится, потому что нет возможности проверить, кто именно слушал лекции и выполнял задания.

Под "очным" экзаменом в данном случае понимается экзамен, который пишется ручкой на бумаге, но наблюдает за его написанием не обязательно преподаватель, который вел этот курс. У нас (США) обычно в качестве наблюдателя можно использовать  библиотекаря, священника, или преподавателя любого предмета в среднем или высшем учебном заведении того места, где человек живет.  Если речь идет о школьниках, то любой школьный учитель тоже годится. Проверяющий делает это на доборовольной основе, никто ему за это не платит. Он заполняет форму со своей информацией, ему приходит текст экзамена, в день экзамена он проверяет документы и сдающего, подтверждающие, что он именно тот человек, который потом получит сертификат. Он же следит за временем, если оно ограничено, и за тем, что человек не пользуется ничем запрещенным (учебник, конспект, телефон). Когда все кончилось, он кладет экзамен в конверт, запечатывает его, и отправляет. Насколько я знаю, такой системы сдавания экзаменов в России сейчас нет. Мне кажется, что без нее ни о какой сертификации курса речи быть не может, потому что какой бы хороший курс ни был, нет возможности проверить, кто именно его берет.

Александра Козинцева

всего слов - 289
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - воскресенье, 11 Январь 2015, 21:42
 

Интересно, как бы тут оценили мой апробированный электронный онлайн-курс "Обработка материалов концентрированными потоками энергии" для инженеров-машиностроителей ))) Как придёт время - заценим всем народом улыбаюсь А щас тут непонятно ещё ничего.

всего слов - 28
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - воскресенье, 11 Январь 2015, 22:31
 

Когда российский преподаватель в общении с коллегами пишет слово "щас", то возникают некоторые подозрения в его образованности. И что он имеет в виду говоря "Как придёт время - заценим всем народом", вызывает чувство легкого недоумения.: что это за такой народ? Про смысл смайликов я уже не говорю: никакого добавления к смыслу они не имеют. И если ничего не понятно, то зачем всуе упоминать закрытый курс?

Если кто не в курсе, стандарты для онлайн-курсов это никакая не новинка. В т.ч. и для США. Возможно, эта ссылка поможет http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/35-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B-%D0%B2-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5-%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Коллеги, дорогие, не стоит путать стандарты рамочные, общего назначения, и ФГОС,  требования учебного заведения. Что внутри курса и каков результат обучения это вопрос учебного заведения, кафедры. Для онлайн-курсов во многих странах разработаны и применяются специфические стандарты. Они разрабатываются профессиональными сообществами. И тема этого форума рассчитана на профессионалов. 

И напоследок. Советую посмотреть в поисковике слова "профессионально-общественная аккредитация". А потом ответить на вопрос: кому лучше проводить экспертизу курсов – чиновнику или профессионалам? 

всего слов - 235
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - воскресенье, 11 Январь 2015, 23:02
 

К чему ещё будем придираться, господин Белоножкин? Судя по вашему отношению к коллегам, по вашим подходами в общении, необоснованным  наездам и упрёкам, а также вашим научным работам и знании русского языка, о своей образованности вам стоит самому задуматься. Не нужно из себя тут делать местечкового князька, а из нас - холопов и быдло вам прислуживающих.

всего слов - 54
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - понедельник, 12 Январь 2015, 00:06
 

Роман Николаевич, позволю вмешаться. Но и Вы, думаю, не совсем правы и корректны. Заявили о своем курсе. Выразили желание обратиться к "народу". Попутно указав, что здесь, в Профи ДО, пока ничего нет...

Так, выставите свой авторский курс здесь. Посмотрим. Оценим...

NB: И убедительная просьба: Мы здесь все - профессионалы. Все - великие. Будем терпимее к иному мнению. Не перегружайте эпистолярный жанр эмоциями...

Спасибо!

всего слов - 61
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - воскресенье, 11 Январь 2015, 22:45
 

Добрый день! Я согласна с Александрой в той части, которая касается проверки знаний студента. Считаю, что оценивать студента может только объективная очная проверка (устная, письменная, защита работы, другие формы - неважно).

Но речь идет об оценке самого курса, а не студентов. Рассмотрим проблему  с позиции студента: записываясь на курс, я просто не знаю, насколько он хорош или плох. Согласитесь, что если курс плохо разработан,  даже ответственный способный студент получит очень мало знаний. И будет страдать от того, что лекции непонятные, задания запутанные и т.п. А если плохими будут несколько курсов на протяжении пяти лет? И не будем забывать, что обучение придется оплачивать. Так что хотелось бы каких-то гарантий качества.

 

всего слов - 109
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - понедельник, 12 Январь 2015, 00:48
 

Мне приходилось выбирать дистанционные курсы для моих детей, так что я немного представляю себе, о чем я говорю. В данном случае я была родителем студента, а не им самим, но не думаю, что это очень важно. Единственное, что меня интересовало при выборе курса, это отзывы тех, кто этот курс уже пробовал. Вот от них мне было важно услышать и насколько курс толково составлен с точки зрения содержания, и как хорошо или плохо он устроен технически, и как происходит проверка знаний. Что меня абсолютно не интересовало, это одобрен ли курс какой бы то ни было внешней организацией. Вернее, в некоторых случаях мне была важна аккредитация, чтобы курс потом был засчитан школой, но эта аккредитация идет на государственном уровне, а не на уровне добровольной общественной организации.

>А если плохими будут несколько курсов на протяжении пяти лет?
А записываясь на очный курс, откуда студент знает, что лекции будут четкие и понятные, а задания адекватные? Либо это обязательный курс и выбора у него никакого нет, либо это курс по выбору и студент решает брать его или не брать, основываясь на том, что он слышал о преподавателе и содержании курса.

 

 

 

 

всего слов - 185
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - понедельник, 12 Январь 2015, 01:20
 

С очным курсом, кстати, еще хуже. улыбаюсь Материалы для дистанционного курса доступны большой аудитории. В ней могут оказаться  специалисты в данной области. Любая ошибка фиксируется в материалах курса и становится поводом для обсуждения и критики.  Одно это серьезно мотивирует авторов внимательно отнестись к содержанию и методике. А очный курс может быть прекрасно заявлен и бездарно проведён. И документальных свидетельств этой бездарности попросту нет, лекции-то были устные.

Но предмет нашего разговора - не очные курсы, а дистанционные. И у них, в отличие от очных, есть другие возможности для оценки качества.  Не стала бы утверждать, что этих возможностей больше. Просто они другие. Так почему бы не воспользоваться этим?

Никто же не предлагает выработать 10 критериев и подстричь все курсы по ним. Я вижу пользу от этой дискуссии уже в том, что само участие в ней  заставляет еще раз взглянуть на свой собственный дистанционный курс более критично. И на чужие тоже. улыбаюсь

 

 

всего слов - 146
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - воскресенье, 11 Январь 2015, 23:52
 

Доброго времени суток Александра. Мне кажется Вы не совсем поняли мою мысль или путаете понятия. Есть качество контента - за него несут ответственность преподаватель его разработавший (или кафедра или методическое объединение). Но контент это даже не кирпичи это глина при разработке курсов с применением ЭО и уж тем более ДО. И оценка качества теста экзамена здесь не при чем.

Позволю себе процитировать один документ:

"В 2005 году по предложению Европейской комиссии EFQUEL разработал общеевропейскую систему институциональной аккредитации традиционных высших учебных заведений, использующих в своей деятельности инструменты e-learning. Проект получил название «Гарантия качества e-learning в европейских университетах (UNIQUe)».

EFQUEL стал первым обладателем права осуществлять институциональную аккредитацию вузов, демонстрирующих высокие стандарты работы в сфере e-learning.
Цель UNIQUe — профессиональная помощь высшим учебным заведениям в определении степени соответствия системы электронного обучения вуза европейским эталонам в сфере e-learning и выработка рекомендаций по совершенствованию системы e-learning."
Я предлагаю силами Профессионального сообщества подготовить набор подобных критериев. 
Так же позволю себе разместить здесь ссылку на Российскую организацию осуществляющую подобную экспертизу по европейским стандартам.. Если это будет нужно могу провести переговоры о сотрудничестве http://www.akkork.ru/r/services/mael/
всего слов - 180
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - воскресенье, 11 Январь 2015, 23:58
 

Игорь Владимирович!

Формально, Вы пишите о 3 экспертизах:

1) экспертиза Системы ДО (ныне в новой редакции ФГОС3+ признаки СДО определены: доступ, лицензии, перс.данные, инф.-образовательная среда (ИОС по 5-7 параметрам). Ныне в РОН действует "закрытая" раб.группа, которая при госбюджет.финансировании готовят нам показатели и критерии. Подождем...

СДО и LMS - это, конечно, не одно и тоже. В СДО, порядка, 12 подсистем (одна из них - LMS), которые имеют свои параметры.

Кстати, на Западе есть модель оценки не СДО, а LMS - там порядка  130-150 объективных параметров, оценка балльная (+-). В группе ФБ как-то обсуждали эту проблему. Теперь там ничего не найдешь. Возобновим дискуссию, разместим материалы...

2) экспертиза качества услуг (формально, это - эффективность всей СДО). Предмет требует "формализации"...

3) экспертиза качества учебного курса. Здесь два подхода:

- экспертиза "содержания" курса, отдельно; отдельно и "программно-технологическая" реализация" с привязкой конкретной LMS.

- описывается "идеальная" модель (50-80 показателей), эксперты проводят сравнение по соответствию с фактической; баллы; интегральная оценка по весовым значениям показателей в баллах.

NB: Всеми ли экспертизами нам заниматься? Экспертиза курса возможна. При оценке курса с порогом в баллах - можно вводить "грифы". Но это - время, работа экспертов. Делать платно? Сколько??

всего слов - 183
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - понедельник, 12 Январь 2015, 09:43
 

Коллеги, я сейчас не готов тоже вспомнить точно, но в группе ФБ было упоминание о такой практике экспертизы онлайн-курсов. Она применяется в Великобритании и Австралии. И, если не ошибаюсь, еще и в Германии и, возможно, и в других странах. Суть примерно такова: преподаватель или учитель на сайте сам заполняет некий опросник из критериев, разработанных профсообществом. В результате он получает предварительное решение о соответствии или не соответствии минимальным требованиям. Для получения официальной экспертизы он должен быть официальным членом организации, или оплатить услугу.

Примерно такая же идея может быть разработана и у нас. Но поскольку наши коллеги предпочли нулевой членской взнос, я предлагаю рассмотреть такую инициативу. Василий Иванович имеет очень неплохую документацию по работе Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Совета уже нет, а сами назработки у него остались очень не плохие. Помню, также в ФБ были интересные переводы А.А. Андреева,  первоисточники по стандартам в Канаде от Н. Бухановой. Возможно, есть смысл собрать инициативную проектную группу, которая на общественных началах подготовит макет наших проф-стандартов на основе имеющегося опыта. Да, это бесплатная работа. Но это и есть инвестиции. Если идея слабая, то инвесторы потеряют только время. И наоборот: если эта идея окажется полезной, то возврат инвестиций я предлагаю проводить так: само-экспертиза осуществлется бесплатно для членов ПДО, официальное заключение – на основе договора возмездного оказания услуг. С налогами и бухгалтерией у нас проблем не будет.

Идея начинать искать инвесторов сейчас мне не представляется правильной. В то же время, если наша рабочая группа разработает что-то на уровне предпроекта (обязательно с пробной апробацией), тогда можно думать о поиске инвесторов. 

P.S. У меня такое ощущение, что то, что я сейчас пишу уже кто-то активно прорабатывает. Или заканчивает. И в итоге нас всех просто поставят перед фактом: всем жить по-новому (в принудительном порядке). 

всего слов - 294
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - понедельник, 12 Январь 2015, 18:08
 

Тем не менее даже если завтра придет министерская указивка, что считать, а кого не считать. предлагаю все же свои составлять и продвигать.

всего слов - 22
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - понедельник, 12 Январь 2015, 19:26
 

Игорь Владимирович!
Мне хотелось Вам ответить. Ответил. В ответ нет ни одной реплики...
Что "свои" представлять? Зачем и кому "продвигать"??

всего слов - 20
Изображение пользователя
Re: Критерии оценки системы ДО в организации
от - понедельник, 12 Январь 2015, 20:13
 

Прошу прощения Василий Иванович. Мне показалось что приведя ссылку на Европейский стандарт, а затем ссылки Юрия Николаевича ответили на ваш вопрос. Был не прав. 

Я имел в виду, что сообщество  могло бы выработать стандарты качества предоставления онлайн образовательных услуг(я не люблю слово услуги в отношении образования, но здесь оно наиболее уместно, как мне кажется). Данные критерии совершенно не обязаны быть привязаны к конкретной LMS. Так же здесь на сайте были предложены ряд параметров "Минимальный перечень требований к онлайн курсам" - http://profido.org/mod/data/view.php?id=1452

Далеко не все организации заявляющие о наличии у себя полноценного Дистанционного обучения, соответствуют даже минимуму таких требований. Приведу конкретный пример  - один из крупных Российских ВУЗов выложив на сайт программы учебных курсов и тексты лекций в формате pdf, заявил о наличии у него системы Дистанционного обучения.

Поэтому "Свои" - это свои критерии выработанные сообществом профессионалов, для разных направлений и вариантов использования ДО.

 

всего слов - 149